La Cité Oasis: an enchanting photographic journey through France's most innovative city
art

Ла Гранд Мотт: Город, Где Архитектура Дышит

Ле Фиджи – Квартал порта Ла Гранд Мотт – 2020. © Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр

Фотографы Лорент Кроненталь и Шарли Бройез провели четыре года, документируя архитектурное чудо Жана Бадюра, Ла Гранд Мотт. Мы поговорили с ними о предыстории проекта и о том, как они его осуществили.

На протяжении четырех лет фотографы начали визуальное исследование Ла Гранд Мотт, замечательного приморского курорта на побережье Лангедок во Франции — города, который, словно мечта, возник из песков пустоты.

Их серия, точно названная La Cité Oasis [город-оазис], стала настоящим произведением искусства. Искусные, но доступные, эти изображения прекрасно передают гармоничное взаимодействие между бросающейся в глаза архитектурой курорта и пышной средиземноморской растительностью, а также исследуют реализованную утопию, задуманную его архитектором Жаном Бадюром в 1960-х годах.

Я поговорил с Лорентом и Шарли, чтобы узнать больше о истории города и развитии этого захватывающего фотопроекта.

Что делает Ла Гранд Мотт особенной?

Ла Гранд Мотт (в буквальном смысле “Большая насыпь”) возникла во время послевоенного экономического бума во Франции, известного как “Тренте Глориёз” (или “Тридцать великолепных лет”), когда оплаченные отпуска способствовали росту массового туризма. Беспокоясь о том, что французские отдыхающие направляются на испанские пляжи, правительство инициировало амбициозный проект по развитию собственного средиземноморского побережья.

“Создание Ла Гранд Мотт, возглавленное DATAR (Межведомственная делегация по региональному планированию), было частью проекта по туризму и городскому развитию, название которого отражало его амбиции — ‘Racine’, что означает ‘корень'”, объясняет Шарли. “Цель заключалась не только в том, чтобы построить идеальный город, но и в том, чтобы оживить его — укоренить его жителей в этом раю, свободном как от прошлого, так и от настоящего, с мечтой о счастье как единственным якорем”.

Кап Суд – Закат Ла Гранд Мотт – 2020. © Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр

Кап Суд – Закат Ла Гранд Мотт – 2020. © Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр




Ле Посейдон – Закат Ла Гранд Мотт – 2019. © Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр

Ле Посейдон – Закат Ла Гранд Мотт – 2019. © Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр




Большая пирамида – Квартал порта Ла Гранд Мотт – 2020© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр

Большая пирамида – Квартал порта Ла Гранд Мотт – 2020© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр




В 1962 году архитектор Жан Бадюр был выбран для проектирования этого экстраординарного города с нуля. В паре с Бразилией Оскара Нимейера и Чандigarh Ле Корбюзье, Ла Гранд Мотт представляет собой один из немногих городов XX века, построенных ‘ex nihilo’ — из ничего.

То, что когда-то было болотом и песком, превратится в современный радужный пейзаж, “садовый город”, где футуристическая архитектура и природа сосуществуют в идеальной гармонии.

Схождение артистических путей

Для Шарли и Лорента фотографирование Ла Гранд Мотт представляло собой естественное слияние их индивидуальных художественных интересов.

Как объясняет Лорент: “С 2011 года я увлечен новыми городами, построенными между 1950-ми и 1980-ми годами, особенно крупными жилыми комплексами в Парижском регионе. Мои изображения подчеркивают эволюцию этих часто недооцененных пригородных районов, улавливая поэзию университетов, которые кажутся медленно стареющими, но хранят в себе воспоминания ушедшей эпохи”.

Шарли, тем временем, привнес свою собственную перспективу. “С 2005 года я особенно интересуюсь заброшенными местами — молчаливыми свидетелями забытого прошлого”, объясняет он. “Моя художественная работа сосредоточена на этих покинутых зданиях, которые, оставленные на произвол судьбы, кажутся началом новой жизни, замеченной атмосферой меланхолии”.

Их сотрудничество началось в сентябре 2019 года, когда они посетили Ла Гранд Мотт с одной камерой, первоначально без намерения создать долгосрочный проект. “Мы сразу же были очарованы шармом этого города”, вспоминает Лорент. “Его впечатляющая архитектура перенесла нас в обстановку научной фантастики. Мы быстро поняли, что Ла Гранд Мотт предлагает исключительный фотопотенциал, с множеством знаковых архитектурных элементов”.

Город как скульптурное полотно

Что поразило фотографов больше всего, так это визионерский подход Жана Бадюра к архитектуре как к скульптуре. “Его архитектура – это произведение скульптора — художника с острым чувством формы, света и тени, текстуры и глубины”, восхищается Шарли. “Она вдохновляет мечты и побег от реальности”.

Здание ‘Шар’ – Левант Ла Гранд Мотт – 2019© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр

Здание “Шар“ – Левант Ла Гранд Мотт – 2019© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр




Японский вход Холла Дельта – Ла Гранд Мотт – 2019© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр

Японский вход Холла Дельта – Ла Гранд Мотт – 2019© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр




Канопи I – Левант Ла Гранд Мотт – 2020© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр

Канопи I – Левант Ла Гранд Мотт – 2020© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр




Самые знаковые особенности курорта, его усеченные пирамидальные здания, черпают вдохновение из доплатинских цивилизаций, особенно майя и инков. Но гений Бадюра выходил за пределы простой формы.

“В Ла Гранд Мотт он переопределил современную моденратюру (ornamentation)”, объясняет Лорент, имея в виду орнаментальные детали на фасадах зданий. “На своих пирамидах он использовал предварительно изготовленные формованные бетонные решетки. Эстетически это придавало городу ритмический графический узор, музыкальность, скульптурные профили и силуэты, похожие на животных, волны, паруса, солнцезащитные очки или даже купальники”.

Эти элементы не были просто декоративными; они также служили практическим целям, оформляя логгии каждой квартиры, защищая от ветра и обеспечивая тень для жителей.

Город-оазис

Вопреки ранним критикам, которые охарактеризовали Ла Гранд Мотт как чересчур бетонную, Жан Бадюр и ландшафтный архитектор Пьер Пилле представили “зеленый город, опережающий свое время — тот, чья растительность полностью расцветет лишь через полвека после постройки курорта.” Сегодня это видение полностью осуществилось.

“Растительность покрывает 70% его территории, и с момента его постройки было посажено почти 50,000 деревьев”, отмечает Лорент. “Морские сосны, пальмы, лавры, тамарисковые деревья и другие средиземноморские виды процветают, создавая впечатление, что природа reclaimed свое место”.

Эта зеленая реальность вдохновила название серии, La Cité Oasis. Каждое фото показывает белые модернистские конструкции, возникающие из пышной зелени; как говорит Лорент, “структуры, похожие на улей, вьющие в кустах и деревьях, выглядывающие из-за стен”.

Запечатлевая суть

Для Шарли и Лорента время было важным фактором. На протяжении четырех лет и семи отдельных поездок они намеренно выбрали документировать Ла Гран Мотт в переходные сезоны, а не в сезон пикников.

“Наш выбор посетить в весенние и ранние летние месяцы, а также в ранние осенние месяцы был осознанным,” объясняет Лорент. “Эти периоды предлагали уникальную атмосферу, вдали от бурного туристического сезона, раскрывающего более интимную и поэтическую сторону города. В эти межсезонья Ла Гранд Мотт, кажется, принимает другое ощущение времени, почти медитативное”.

Ле Бабилон II – Левант Ла Гранд Мотт – 2020© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр

Ле Бабилон II – Левант Ла Гранд Мотт – 2020© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр




Большая пирамида – Вид на Этанг де л’Ор – 2019© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр

Большая пирамида – Вид на Этанг де л’Ор – 2019© Шарли БройEZ и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр




Зеленая мантия I – Квартал нулевой точки Ла Гранд Мотт – 2020© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр

Зеленая мантия I – Квартал нулевой точки Ла Гранд Мотт – 2020© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь. Архитектор: Жан Бадюр




Их методология была igualmente осторожной: работа с камерой большого формата налагала дисциплину, которая формировала их подход. “Фотография на пленку большого формата часто заставляет нас заранее предвидеть композицию наших изображений, как будто они были картинами”, замечает Шарли. “Камера большого формата — это удивительный инструмент, который требует дисциплины и терпения. Она заставляет нас замедляться, принимать осознанные решения и действительно размышлять над нашим объектом”.

Этот методический процесс привел к неожиданным открытиям оптимальных условий для захвата архитектурного видения Жана Бадюра.

“Хотя мы оба были привычны к предпочтению мягкого освещения в наших практиках, мы постепенно поняли, что архитектура Ла Гранд Мотт – это город света – процветает при более сильном, высоком свете”, отмечает Лорент. “Уникальные формы зданий и сложная моденратюра их фасадов создавали динамическую игру света и тени, наиболее заметную между 10:00 и 17:00”.

За пределами курорта: история двух миров

Фотографы также расширили свои горизонты, включая окружающий ландшафт, благодаря которому появился город. “Чтобы по-настоящему понять Ла Гранд Мотт, необходимо постигнуть суть почвы, что поддерживает его — на границе Камарг, формируемой болотами и ветром, где природа является повсеместной”, объясняет Шарли.

Это изучение привело их к открытию контрастного образа жизни вдоль берегов Этанга де л’Ор, где традиционные huts рыбаков и охотников стоят в резком контрасте с футуристическими амбициями Ла Гранд Мотт.

“Построенные из переработанных материалов, они воплощают человеческий гений и глубокую связь с землёй, символизируя альтернативный, пограничный образ жизни,” говорит Лорент. “Изначально предназначенные для хранения инструментов и укрытия для рыбаков и охотников, эти хижины эволюционировали с течением времени, превращаясь из простых утилитарных укрытий в вторичные или даже основные резиденции.”

Кабан де Лансарг I – Этанг де л ор – 2022© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь

Кабан де Лансарг I – Этанг де л ор – 2022© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь




Кабан де Лансарг II – Канал Лунель – 2022© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь

Кабан де Лансарг II – Канал Лунель – 2022© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь




Канал де ла Радель – Марсильярг – Этанг де л ор – 2022© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь

Канал де ла Радель – Марсильярг – Этанг де л ор – 2022© Шарли Бройез и Лорент Кроненталь




Сопоставляя эти, казалось бы, противоположные миры — тщательно спланированный курорт и органически развитые хижины — Шарли и Лорент приглашают зрителей задуматься о “том, как эволюция наших способов жизни влияет на то, как мы обитаем землю, контрастируя старые, более скромные практики с современными подходами”.

Видение завтра

Пятьдесят лет спустя после завершения, Ла Гранд Мотт предлагает ценные уроки для современных архитекторов и городских планировщиков. “Бадюр не воспринимал архитектуру как простое сопоставление зданий, а как единое целостное произведение, интегрируя ландшафт, городское планирование, искусство и природу”, объясняет Шарли. “Этот целостный подход подчеркивает возможность проектирования городов не как фрагментированных сущностей, а как согласованных и гармоничных произведений искусства”.

В эпоху растущей экологической сознательности его акцент на интеграции архитектуры с природой кажется необычайно предвидящим. “В то время, когда урбанизация часто происходила за счет окружающей среды и качества жизни, он предложил футуристическое и ориентированное на человека видение города”, размышляет Лорент.

С помощью своего терпеливого, тщательного документирования Шарли Бройез и Лорент Кроненталь создали не просто фотографическую запись архитектурного чуда. Они запечатлели реализацию мечты, утопическое видение, ставшее бетонным и зеленым, где будущее и прошлое, природное и построенное, существуют в постоянном, гармоничном диалоге.

Источник