Фотомонтаж — это не просто искусство, это магия, творящаяся на грани реальности и вымысла. Он стал могущественным орудием пропаганды, применение которого осваивали как левые, так и правые. В XX веке каждое правительство, будь то деспотическая хунта или демократически избранный режим, использовало фотомонтаж для создания визуальных месседжей, способных шокировать, убедить и манипулировать общественным мнением. С появлением Photoshop только вдохнул в это искусство новую жизнь, но методы манипуляции изображениями остаются актуальными и по сей день, часто с запутанными намерениями.
Когда мы говорим о фотомонтаже, нельзя не упомянуть Джона Хартфилда — великого мастера, который стал символом "политического фотомонтажа". В его творах отражено все недовольство и напряжение эпохи Веймарской республики, а его остроумные и провокационные работы в газете "AIZ" (Рабочие иллюстрированные новости) современники воспринимали как вызов растущему влиянию нацистов. "Хартфилд — это не просто имя, это целая эпоха выражения протеста через искусство," — говорит известный графический дизайнер. "Его работы были шокирующими и мощными, они пробуждали чувства и заставляли думать."
Однако в тени Хартфилда находился еще один мастер — Мариус Якоб Кьельдаард, известный как Мариус. Менее известный, но столь же продуктивный, он жил в Париже, где с 1932 по 1940 годы создавал фотомонтажи, на которые были изображены персонажи, вроде Гитлера и Муссолини, с их фашистским мундиром и злобными взглядами. Статьи, для которых он создавал иллюстрации, выходили в газете "Marianne", которая возникла как ответ на чрезмерное влияние правой журналистики во Франции. "Marianne" стала платформой, на которой Мариус мог свободно выразить свое недовольство.
Первый выпуск газеты привлек внимание благодаря фотомонтажу, основанному на старой басне Эзопа. Чудесная черепаха, символизировавшая справедливость, обошла быстрого зайца, олицетворявшего капиталистических хищников. Такой подход позволял тогдашней аудитории просто понять и ощутить недовольство, когда нацистские и другие фашистские элементы нарастали, как снежный ком. Мариус тонко подметил, что изображение может и должно быть более красноречивым, чем множество слов.
Интересно, что Мариус имел свой уникальный стиль в работе с изображениями, отличающийся от стиля Хартфилда. "Работы Хартфилда — это грандиозные жесты, в то время как Мариус был мастером нарративных таблиц, уводящих зрителей к моральным выводам," — отмечает куратор выставки. Он ценил детализированные визуальные метафоры, которые оставляли долгий след в сознании зрителей. Сравнить их работы можно как сравнение скульптуры с живописью: обе формы искусства могут быть великолепны, но каждая имеет свой язык.
Недавно вышедший каталог "Marinus Heartfield: Politische Fotomontagen der 1930er Jahre" (Steidl) посвящен забытым странам искусства фотомонтажа, где работы Мариуса получают заслуженное внимание. "Это именно то, что нам не хватало — документального подтверждения о человеке, который тоже боролся через искусство в трудные времена," — делится своим мнением один из дизайнеров, присутствовавший на выставке.
К сожалению, несмотря на всю выразительность и остроту, эта книга пока доступна только на немецком языке, что сильно ограничивает ее аудиторию. Однако фотографии, воспроизведения на страницах и история, которая была оформлена в рамках выставки, будут продолжать вдохновлять будущие поколения.
В конечном счете, фотомонтаж стал символом борьбы с манипуляцией и подменой истиной. Он, безусловно, был правильным выбором для выразительных политических месседжей в условиях неспокойного XX века. Возможно, сейчас, в эру цифровых технологий и социальных сетей, мы должны задаться вопросом: как мы используем визуальное искусство? Нужно ли продолжать использовать его как средство манипуляции, или можем ли мы обратиться к более честному и искреннему способу общения через искусство? Остается только задаться вопросами и искать свои ответы.
Подпишитесь на наши каналы для глубокого погружения в мир дизайна и брендинга: Дизайнеры и Ежедневные кейсы по брендингу. Чтобы глубже понять маркеры и идентичность бренда, ознакомьтесь с идеями на Brenda.


