Why Shangri-La's exodus from social media should inspire all creative people
art

Возвращение к корням: Брендинг без цифрового шума

Фото автора Пол Блейкмор

В этом году на фестивале Гластонбери самое радикальное поле отказалось от цифрового шума в пользу аналоговых медиа и подлинных связей. Вот что креативщики могут извлечь из их смелого эксперимента.

В эпоху, когда креативные профессионалы тонут в неумолимой гонке алгоритмов соцсетей, легендарное поле Шангри-Ла на Гластонбери предприняло радикальный шаг: оно полностью отказалось от цифрового шума.

Для их трансформации 2025 года под темой «Дикий» креативный директор Кей Даннингс и её команда приняли смелое решение отказаться от продвижения в соцсетях в пользу чего-то революционного: реальной человеческой связи.

Это не был случайный эксперимент. «Мы потратили годы на изучение влияния потребительства и цифровой перегрузки, особенно с нашей предыдущей темой „Все должно уйти“», — говорит Кей. «Для 2025 года мы хотели пойти дальше критики и на самом деле создать альтернативы. Это означало упрощение; не только в физическом пространстве, но и в том, как мы общаемся».

Сила физического присутствия

Итак, для начала, вместо типичной атаки историй в Instagram и постов в Facebook, Шангри-Ла объявила о программе в этом году, отправив 100 изготовленных вручную посылок журналистам, художникам и заинтересованным сторонам.

Каждая из них содержала красивый ограниченный по тиражу ризографический плакат, пакетики семян подсолнечника и личные записки — всё это разработано Розой Ли Уилсон и ризо-печатано Джошем в 16 Tonne Press на переработанной бумаге без кислот, произведенной Arboreta Papers.

«Получить что-то по почте, что не является счетом или рекламным буклетом, — это редкое и прекрасное событие», — говорит Кей. «Дарить подарки — это замечательное дело».













Ответ был мгновенным и глубоким. Например, руководитель коммуникаций Шангри-Ла Фиона МакГарва вспоминает, как она лично посетила BBC Radio, чтобы вручить свой плакат: «Мы просто сели и поговорили об этом полчаса, выпили чашку чая. Она поняла это. Ей было интересно. Люди их оформляют в рамки и высыпаются семена, которые шли с ним на своих балконах».

Выход за пределы алгоритмного капкана

Этот подход — больше чем просто маркетинговая стратегия; это философское заявление о том, как креативщики могут вернуть контроль над своей работой, что, по словам Фионы, отчасти было вдохновлено этой статьей на Creative Boom. «Легко потеряться в потоке цифрового контента», — объясняет она. «Мы хотели замедлить все, чтобы пригласить людей более интуитивно взаимодействовать».

Другим элементом новой стратегии был «Подписаться на радость!», курируемый имейл-рассылкой, которая стала единственным каналом для официальных обновлений о Шангри-Ла. Несмотря на то, что ее объявили только один раз — во время первоначального анонса в апреле и в духе секретности ни разу не отправив рассылку до недели фестиваля — она быстро набрала 3000 подписчиков. Результаты были ошеломляющими; рассылка достигла уровня открытия более 50%. В то время как типичный показатель для успешной имейл-рассылки составляет около 15%-25%.













Как говорит Фиона: «Если мы выпустим пост во время фестиваля для наших 30К подписчиков в Instagram, мы можем получить 50 лайков. Но у нас было 50% наших подписчиков на новостной рассылке, а это 1500 человек — и они все читают это. Они преднамеренно открывают это, и они только смотрят на ваше дело; они не просто пролистывают мимо. И цифры все еще растут. Мы планируем развивать это сообщество в течение следующих двух лет, делясь с ними нашими историями и приглашая их стать частью чего-то особенного».

Искусство ожидания

Для Розы, которая разработала визуальную идентичность во всех материалах, сам процесс стал частью сообщения. «У меня есть опыт в печатном деле, и мне очень нравится материальность; держать что-то в руках», — восхищается она. «Когда смотришь на вещи в цифровом формате на своем телефоне, нет ожидания; это просто непрерывный поток постоянной информации. Когда вы отправляете что-то по почте, вы создаете желание и ожидание очень мощным способом».

Эта философия распространилась и на саму Шангри-Ла, где Роза и ее коллектив Гигантские тройняшки провели живые печатные мастерские в специально разработанном Гров-комнате, что culminировалось в зине, который распространялся бесплатно в конце выходных.

Фото автора Пол Блейкмор

Фото автора Пол Блейкмор




Фото автора Пол Блейкмор

Фото автора Пол Блейкмор




Фото автора Пол Блейкмор

Фото автора Пол Блейкмор




«Мы проводили мастер-классы, пока это было действительно оживленным, веселым баром, где люди принимали участие и откликались на темы, затем мы создавали двойные страницы», — вспоминает она. «К воскресенью у нас было достаточно материалов, чтобы собрать все необходимые вещи — длинные степлеры, резаки, ризограф — и мы сделали около 150 копий».

Важно, что весь процесс был глубоко укоренен в Сомерсете. «Как Кей, так и я находимся здесь», — говорит Роза, «и ризографическая мастерская, которую мы использовали для плакатов, 16 Tonne Press, находится всего в нескольких милях. Мы организовали фотосессии на холме Гластонбери. Бумага для плакатов производится в близлежащем Бристоле. Это было действительно празднование нашего местного сообщества и его культурной и мифической истории».

Принцип открытия

Что делает этот подход особенно важным для креативщиков, так это то, как он решает проблему потери истинного открытия в нашем гиперсвязанном мире.

«Это чувство потери, как я думаю, было забыто», — размышляет Кей. «Шангри-Ла была такой в самые ранние дни, 18 лет назад, когда у нас не было всех смартфонов, Google Карт и What3Words. Мы были новыми. Мы были в самом дальнем углу от Пирамидальной сцены. Это было открытие. И я хотела вернуть частичку этой магии».

В рамках этого команда преднамеренно скрыла информацию о том, что посетители найдут в различных пространствах, полагаясь вместо этого на сарафанное радио и древнее искусство рассказа. «Это о фольклоре, о передаче историй и их медленном рассказе, от одного человека к другому», — объясняет Кей.

Фото автора Пол Блейкмор

Фото автора Пол Блейкмор




Фото автора Пол Блейкмор

Фото автора Пол Блейкмор




Фото автора Пол Блейкмор

Фото автора Пол Блейкмор




«Люди входили в область поля под названием Царство, и мы просто не говорили никому, что там происходит. Это о том, чтобы люди выходили и рассказывали друг другу, а затем передавали это друг другу. Я думаю, это прекрасно».

Уроки для креативного сообщества

Итак, чему могут научиться креативщики из этого? Я бы сказал, что эксперимент Шангри-Ла предлагает несколько практических идей для креативщиков, борющихся с цифровым выгоранием.

Дефицит создает ценность. Ограничивая свои анонсы 100 физическими пакетами, команда превратила рутинный пресс-релиз в желанный артефакт. «Люди говорили об этом, делились физическими предметами и подписались на информационный бюллетень, потому что хотели стать частью чего-то другого», — объясняет Фиона.

Тактильные переживания прорезают цифровой шум. В мире бесконечной прокрутки физические объекты требуют внимания и создают lasting воспоминания. Как замечает Роза: «На Гластонбери люди абсолютно любят все, что было сделано на фестивале, потому что мы все находимся в этом эйфорическом пространстве, которое кажется таким далеким от того, что мы иногда чувствуем дома, на работе, что часто является чувством изоляции или разобщенности».

Фото автора Пол Блейкмор

Фото автора Пол Блейкмор




Фото автора Алекс Курнис

Фото автора Алекс Курнис




Фото автора Алекс Курнис

Фото автора Алекс Курнис




Автентичность требует приверженности. Команда должна была бороться с внутренним сопротивлением к своему подходу без соцсетей. «Мне пришлось действительно бороться со многими людьми по поводу того, чтобы не использовать соцсети», — признает Кей. «Они по началу не понимали, о чем речь». Тем не менее, приверженность окупилась, что привело к более глубокому взаимодействию, чем сотни быстро забытых публикаций в соцсетях.

Медленные процессы позволяют делать лучшую работу. Отказываясь от требования мгновенного контента, команда смогла сосредоточиться на мастерстве и намерении. «Мы ввели все эти медленные процессы», — объясняет Фиона. «Что мне нравится в настоящих плакатах, так это то, что если что-то меняется, менеджеры художников не могут позвонить вам и заставить вас удалить это или отредактировать. Есть много красивых примеров искусства, когда оно слегка отклонено. Именно поэтому оно и красиво».

Будущее креативной коммуникации

В этом году Шангри-Ла была задумана как «пилотный эпизод» для долгосрочной стратегии. Учитывая, что Гластонбери будет в перерыве в 2026 году, у команды будет время для доработки своего подхода перед тем, как «углубиться» в 2027 году. Однако последствия выходят далеко за рамки одного поля. «Мы хотим вдохновить другие события рассмотреть более медленные, более намеренные способы построения сообщества и совместного делания историй», — говорит Кей.

Фото автора Пол Блейкмор

Фото автора Пол Блейкмор




Фото автора Пол Блейкмор

Фото автора Пол Блейкмор




Фото автора Пол Блейкмор

Фото автора Пол Блейкмор




Для творческих профессионалов, тонущих в бесконечных требованиях управления социальными сетями, эксперимент Шангри-Ла предлагает другой путь — путь, который ставит подлинную связь выше алгоритмического охвата, мастерства — выше контента, а человеческие истории — выше цифровых метрик.

Никто не говорит, что каждый творческий человек должен полностью отказаться от соцсетей. Но в мире, где подлинные человеческие связи ощущаются все реже, возможно, пришло время задать вопрос: что бы произошло, если бы мы осмелились замедлиться, отступить и вспомнить, что лучшая творческая работа всегда была о искренней человеческой связи, а не просто о её иллюзии на экране?

Как говорит Роза: «То, что сделано коллективом в этом пространстве, символизирует темы связанности и связи с землей и материалами». В эпоху цифрового переизбытка это может быть самым радикальным творческим актом из всех.

[источник].