Предостерегающая Сказка
“Я могу освободить разрушительную силу в человеке, которая заставит расщепленный атом показаться благословением,” с гордостью заявляет Мисс Брендинг однажды учебным классом женской пансионной школы в фильме 1957 года Кровь Дракулы. Эта строка звучит как предостережение, как зловещий сигнал: незадолго до того, как мир женщин и маркетинга сталкиваются, чтобы создать нечто более жуткое, чем само зло.

Эта учительница, олицетворяющая бренд как конструкт и манипулятор, представляет собой не только актёрский выбор, но и метафору нарастающего влияния рекламы на женщин, которых веками подчиняли и контролировали. Мисс Брендинг использует старинный амулет, чтобы гипнотизировать молодую девушку, заставляя её мстить тем самым угнетателям — мужчинам, что высасывают всё из жизни. Так, в её глазах возникает новая идентичность, а полиция начинает искать «Дракула» — жаждущую мести.
Как гласит постер: “В её глазах … ЖЕЛАНИЕ! В её жилах … кровь MONSTER!” Провокационно, не так ли? Но заставляет задуматься: может ли этот фильм служить предостережением о дьявольском воздействии брендинга и рекламы, которые с удалью осаждают наш мозг и сознание?
Вот вопрос: вызывают ли бренды желание? Или создают монстров? (Или и то, и другое?) Всё началось, когда брендинг был просто терминами, ассоциирующимися с идентификацией вещей. Скот, якобы, клеймили горячим железом. Это болезненно? Конечно! Но кому было дело, пока пометка была видна для всех? На протяжении веков людей также клеймили, как рабов, преступников и воров. В нацистской Германии, например, евреев клеймили жёлтой звездой. Это вызывало не только жадность, но и страх.

Затем пришла новая эра: продукты стали брендами. В конце 19 века мир стал свидетелем рождения товарных знаков, которые развились из привычек ремесленников и королевских печатей. С изобретением новых технологий, например, телеграфа и железных дорог, появлялись национальные бренды, от Black Jack до Coca-Cola. Они стали не просто продуктами; они стали метафорой, олицетворяющей лучшую жизнь, к которой стремится потребитель — пока он подписывается на условия этой жизни.
Как отметил профессор маркетинга доктор Эдвард Рассел, “Бренды — это не просто имена, они — обещания”. A ими управляли манипулятивные рекламные стратегии, создающие эмоциональные связи и вписывающие в наш мир товар, который не просто везде, но и нужней, чем когда-либо. В 1957 году, когда Мисс Брендинг стала олицетворением этой эпохи, мы наблюдали, как реклама превращается в безжалостный механик желания.
Лица и персонажи, такие как дядя Бен и Aunt Jemima, становились дружелюбными образами, вызывающими у домохозяек чувство безопасности и близости. Бренды манипулировали этими желаниями, и за этим пониманием скрывалась тень монстра: необходимость соответствовать идеалам и ожиданиям определённой идентичности. И все это было так сильно, что помогало нам забыть о глубоком внутреннем конфликте между желанием и реальностью.
Но вот вопрос: действительно ли все бренды монстры или это просто инструменты в нашем мире, которые мы используем для формирования идентичности? Они становятся нашими легальными прокси, заполняя пустоты в нашей жизни. Брендинг стал таким важным, что это вмешалось в наше восприятие самих себя и окружающего мира.
В конце 20 века констатация моей мысли очевидна: влияние брендов и брендинга оказалось не просто физическим и материальным; оно проникло в наши клеточки, модифицировало наши привычки и наше поведение. Мы стали как бы зависимыми от этой независимости, утрачивая сами себя в процессе.
Так что, куда мы движемся дальше? Времена сильно изменились, но вопросы остались прежними. Желания или монстры? Все ли бренды плохие? Или это мы сами создаём своих внутренний монстров в их отсутствие? Прозревая, мы начали оценивать не только бренды, но и самих себя. Дорогие читатели, задайтесь вопросом: какова ваша идентичность? И как бренды влияют на неё?
Не забывайте подписываться на мои каналы для дизайнеров и ежедневных кейсов по брендингу!
t.me/ku_design
t.me/brendinglive
[Исходник](https://www.printmag.com/daily-heller/the-daily-heller-call-for-miss-branding/)
