Парковка торгового центра в Стокпорте, часто игнорируемая как уродливая, вмещает в себя неожиданный источник вдохновения для выставки “Вид сквозь отверстие”. Эта курируемая серия скульптур от Уотерс переосмысляет современный экран 1965 года как праздник архитектурного наследия города, которое часто остаётся незамеченным.
Та же парковка Merseyway может и не выиграть призы за красоту, но её характерный современный экран захватил воображение местного художника Элисон Уотерс. Проектированная в 1965 году покойным архитектором Аланом Бойсоном, эта перфорированная бетонная структура, долгое время оставшаяся в тени обыденной жизни, становится маловероятным музой в последней выставке Уотерс “Вид сквозь отверстие”.
Ручные керамические скульптуры Уотерс черпают вдохновение из видов Стокпорта, которые видны через зазоры в геометрическом фасаде Бойсона. Каждое произведение включает фотографии этих рамочных городских пейзажей, снятых племянником художницы, Диланом Баркером.
Проект Баркера начался в рамках фотографического курса GCSE, где он запечатлел эклектичную архитектуру Стокпорта. Для Уотерс наблюдение за его работой стало настоящим открытием. “Тогда я поняла, как интересны формы в экране”, — делится она. “У меня было время действительно изучить их и заметить, что через них можно увидеть мгновения развивающегося города. Это казалось таким интересным способом запечатлеть вид.”

Уотерс дистиллирует эти наблюдения в своих керамиках, создавая тактильные произведения, которые отмечают множественные архитектурные слои Стокпорта — от викторианских фасадов до современных блоков. Это как если бы она вплетала в каждую деталь свою любовь к городу через форму и структуру.
Практический процесс
Путь к созданию этих искусств — результат тщательного, практического процесса. Уотерс начинает с создания трафаретов из картона, чтобы воспроизвести уникальный характер форм экрана Бойсона в каменной глине. Она накладывает слои глины, чтобы добавить глубину и текстуру, после чего следует первый обжиг. Затем прозрачная глазурь готовит глину к её переносным дизайнам — фотографиям горизонта Стокпорта, оформленным в рамку экрана Бойсона. Эта техника показала приёмы изношенной, но элегантной эстетики оригинальной структуры. “Наконец, скульптуры проходят обжиг при более низкой температуре в печи, чтобы завершить процесс”, — поясняет она.
Результатом оказывается яркая серия переосмыслений, которые соединяют острые геометрические формы дизайна Бойсона с более мягкими, тактильными аспектами керамики. Уотерс рассматривает этот материал как идеальный способ общения с поношенным бетонным фасадом экрана Бойсона. “Глина может быть вручную изготовлена в четкие геометрические формы”, — говорит она.
Сотрудничество между поколениями
Ключевая особенность выставки — это сотрудничество Уотерс с её племянником, Диланом Баркером. Его фотографии, которые сопровождают её керамику, придают выставке новый уровень глубины. “Его изображения великолепно фиксируют свет, проходящий сквозь отверстия в экране, придавая жизнь каждому элементу”, — говорит Уотерс.



Работа Баркера прекрасно дополняет интерпретацию Уотерс, перекликаясь с тем, как Бойсон превращает функциональные структуры в художественные заявления. Вместе их творения вдохновляют зрителей видеть построенную среду Стокпорта через новый взор, придавая значение там, где его часто не замечают.
Восстановление наследия Бойсона
Общественные работы Алана Бойсона, включая мозаичный памятник “Три корабля” в Халле и мурал “Дерево знаний” в Солфорде, являются знаковыми примерами модернистского искусства. “Однако, — замечает Уотерс, — их надлежит интегрировать в повседневные пространства”, что часто приводит к недооценке их значимости. “Многие люди видели работы Бойсона, но поскольку они стали частью повседневного фона, они обращают на них мало внимания”, — отмечает она. “Моя надежда на выставку ‘Вид сквозь отверстие’ заключается в том, что она побудит людей остановиться, оценить и насладиться детализированным дизайном, преодолевая привычное восприятие.”
Выставка также отражает более широкую историю Стокпорта, связанную с восстановлением и неосуществленным потенциалом города. “Внутри города есть районы, которые хорошо сохранились с прошлого века, некоторые переработаны после войны, а другие сейчас восстанавливаются”, — объясняет она. “Каждое восстановление сохраняет следы старого ландшафта, в то время как радикально изменяет его. Запечатлевая изменения города, я стремлюсь сохранить мгновение в его истории.”

Нахождение красоты в незамеченном
И в конечном итоге выставка “Вид сквозь отверстие” задаётся вопросом о восприятии и нахождении красоты в неожиданных местах. Да, парковка Merseyway в Стокпорте может и не привлечь многочисленные восхищения на первый взгляд, но работа Уотерс раскрывает художественное содержание, скрытое в её функциональном дизайне.
“Мы редко рассматриваем такие города, как Стокпорт, как места красоты в нашем повседневном движении”, — размышляет она. “Но если уделить время, чтобы замедлиться и действительно посмотреть, формы, поверхности и дизайны могут стать произведениями искусства сами по себе.”
Выставка “Вид сквозь отверстие” проходит в галерее Общества модернистов в Манчестере до 1 марта 2025 года. Посетители могут исследовать керамику Элисон Уотерс и фотографии Дилана Баркера рядом, открывая для себя новую перспективу на архитектурные сокровища Стокпорта. Вся дополнительная информация доступна на сайте Общества модернистов.

Как вы находите красоту в повседневных вещах? Делитесь своими мыслями в комментариях ниже или задайте вопросы!